У Джуди Чикаго не было времени переосмыслить свою историю. ”Масштабная ретроспективная выставка 84-летнего художника открывается в Новом музее в Нью-Йорке этой осенью, и хотя в некотором смысле выставка готовилась много десятилетий, сама выставка была представлена в течение последнего года.
Новый куратор музея Массимилиано Джони, который сотрудничал с Чикаго в нескольких предыдущих проектах, написал о выставке в Чикаго в августе 2022 года, а остальное — история. “Когда я был молод, я определенно переутомлялся”, — признается Чикаго за несколько месяцев до открытия выставки. “За последние пару десятилетий я принял близко к сердцу слова Лу Рида: ”первая мысль — лучшая».
”Джуди Чикаго: ее история» открывается 12 октября и продлится до начала 2024 года.
Выставка охватывает всю шестидесятилетнюю карьеру Чикагки, а также направлена на то, чтобы познакомить ее с работами других женщин-креативщиц с помощью “Города дам”, выставки в рамках выставки. Пожалуй, самой известной инсталляцией Чикаго является “Званый ужин”, постоянно выставленная в Бруклинском музее, которая позволяет известным женщинам на протяжении всей истории сидеть за треугольным столом Чикаго.
“Ее история” — продолжение первой ретроспективы в Чикаго, которая состоялась в музее де Янга в Сан-Франциско в 2021 году. “Для людей, для которых ”Званый ужин» затмил все мои работы, это было откровением», — говорит Чикаго. “[Откровение] — это слово я слышала снова и снова, но это была довольно традиционная ретроспектива, что было прекрасно, потому что это была моя первая выставка”.
Выставка была построена в обратном хронологическом порядке и открывалась ее последним проектом ”Конец: размышление о смерти».
“Я взялся за довольно сложную тему, и были предприняты попытки как бы проигнорировать ее”, — говорит Чикаго. Она отмечает, что ретроспектива выставки де Янг была предпринята для того, чтобы посетители не могли обойти вниманием ее более сложные работы, в том числе “Игру власти”, в которой исследуется влияние власти и мужественности, и “Проект Холокоста”, серию работ, созданных совместно с ее мужем, фотографом Дональдом Вудманом.
Новая музейная ретроспектива обещает быть масштабнее, чем первая, и представит ее работы в новом контексте.
Чикаго отмечает, что выставка посвящена еще одному слову, которое использовалось для описания ее карьеры — “маргинализированная». ”Это один из величайших эвфемизмов всех времен”, — говорит она. В шоу также представлены работы других известных женщин-креативщиц, многие из которых вдохновляли Чикаго на протяжении всей своей карьеры. “Когда Массимилиано предложил это, а также когда я увидела работы, которые он собрал воедино, я поняла, что одна из причин моей, как я уже говорила, ”маргинализации» заключается в том, что на протяжении многих десятилетий я работала над несколькими историями, которые неизвестны в мире искусства», — говорит она. “Таким образом, это не только история рукоделия или история росписи фарфора.
Возвращаясь к ‘Книге о городе дам’ Кристины де Пизан, это также история феминистской мысли. Это история искусства, ориентированного на женщин. Это парадигма, альтернативная патриархальной парадигме истории искусства. Поэтому я верю, что это даст людям действительно новое понимание моей работы”.
“Город дам”, который также называют “личным музеем”, подчеркивает роль Чикаго как историка, архивариуса и организатора на протяжении всей ее карьеры. “Прежде всего, мы хотели показать, насколько она была настроена на самые интересные направления современного искусства 1960-х годов с самого начала, и насколько ее вклад был чрезвычайно важен, но, к сожалению, полностью стерт историей искусства, потому что она была женщиной-художником”, — говорит Джони, отмечая роль Чикаго в искусстве такие движения, как минимализм, дополняют феминистское искусство. “Она — живая классика, и в то же время в ней есть что-то притягательное, что ассоциируется у нас с художниками, которые не были полностью ассимилированы”, — добавляет он. “И в этом тоже прелесть работы с такой художницей, как она.
Она художница, которая полностью изменила историю искусства и оказала влияние на культуру гораздо большее, чем просто мир искусства”.
Работа с такими кураторами, как Джони и Клаудия Шмукли из музея де Янга, позволила Чикаго по-новому взглянуть на основные направления своей карьеры. Художница отмечает, что одним из самых неожиданных разделов ее работ стал тот, который Джони назвала “Гендерными играми”.
“Меня обвиняли в том, что я эссенциалист.
И [Джони] хотел продемонстрировать, что это совершенно не соответствует действительности”, — говорит Чикаго. “Он создал раздел под названием «Гендерные игры», который является одним из самых крупных разделов шоу. “Он хотел показать, что я осознавала изменчивую природу гендера, начиная с моих самых ранних работ, таких как ”Переставляемые“, в смысле изменения гендерных отношений”, — добавляет она, описывая свою скульптурную инсталляцию 1965 года «Переставляемые радужные блоки», состоящую из геометрических фигур радужного цвета. — И этот способ предшествовал аргументации эссенциалистов. У меня всегда было гораздо более тонкое понимание гендера, чем это было уместно из-за того, что меня обвиняли в эссенциализме”.
Выставка “Herstory” спонсируется Dior и знаменует собой продолжение отношений художницы с модным домом и его художественным руководителем по коллекциям женской одежды Марией Грацией Кьюри.
В начале 2020 года дизайнер и дом Dior обратились к Чикаго с просьбой разработать декорации для ее кутюрного показа “Божественная женщина». ”
“Работа над ”The Female Divine» стала одной из величайших творческих возможностей в моей жизни», — говорит Чикаго, которая с тех пор также разработала сумку для проекта Dior Lady Art bag. “Когда Dior сотрудничает с художником, они предоставляют широкий спектр ресурсов. Они также представили мою работу мировой аудитории”, — добавляет она, описывая Кьюри как “настоящую феминистку”.
“Один из моих вопросов, когда [Dior] впервые пригласил меня в Париж на показ модной одежды, заключался в том, может ли искусство занять какое—то реальное место в мире моды, который, конечно, исторически угнетал женщин. И [Кьюри] демонстрирует, что мода может расширить возможности женщин”.
Баннеры из серии “Божественная женщина”, на которых вышиты такие вопросы, как “Что, если бы женщины правили миром?” и “Были бы и женщины, и мужчины нежными?»” он будет установлен в Новом музее вместе с 225-футовым ковром для подиума с показа модной одежды Dior, который бренд заново соткал, и скульптурами богини. “На протяжении многих десятилетий я работала над идеей женского божественного начала и женской духовности, начиная с создания триптиха под названием «Знали ли вы, что у вашей матери было святое сердце?» 70-х годов, — говорит Чикаго, работа, основанная на алтарях Девы Марии, является частью постоянной коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес и редко демонстрируется публично. Она будет сопровождать ее работу “Божественная женщина” в музее. “Для большинства зрителей она будет совершенно новой”, — говорит Чикаго. “А затем в связи с этой работой появится ”Город дам», — добавляет она. “Вы увидите множество образов, на которые опирается моя работа”.
Среди работ — иллюстрированная рукопись Хильдегард фон Бинген, представленная в чикагском “Званом обеде”, а также произведения Хилмы аф Клинт, Фриды Кало и Джорджии О’Кифф. “Массимилиано даже приобрел настоящую Артемизию Джентилески из галереи Уффици во Флоренции”, — добавляет она. “Можете себе представить, каково это — оказаться в таком пространстве?”
Совсем скоро посетителям не нужно будет ничего воображать, они смогут испытать это на себе.
Чикаго, со своей стороны, уже занята подготовкой к следующему проекту: выставке в галерее Serpentine в Лондоне, которая откроется в июне 2024 года.
Следующая мысль, возможно, тоже будет лучшей мыслью для Чикаго.