В 2007 году Ambius был запущен как новый бренд. Нашим лозунгом тогда было «Стимулирование чувств», и мы мало представляли, насколько точным будет этот лозунг в новую эпоху биофильного дизайна.
Биофилия была смутно понятой концепцией в более широком дизайнерском сообществе. Большинство архитекторов и дизайнеров никогда не слышали об этом, а дизайнеры интерьеров часто забывали о том, что то, что они делали внутри зданий на протяжении десятилетий, на самом деле очень важно.
Начнем с определения биофилии. Самый известный и самый важный из них принадлежит Эдварду Уилсону. Уилсон стал катализатором развития концепции. В 1984 году он определил биофилию как
«… врожденная связь, которую люди ищут с другими организмами и особенно с миром природы».
Это сильное заявление. Уилсон также говорит о связи человека с другими видами. Все это говорит о том, что биофилия — это, по сути, эмоциональная потребность в общении с природой и природным окружением.
Стивен Келлерт, основоположник биофильного дизайна, в 1997 году сформулировал это иначе:
«Наши физические, эмоциональные и интеллектуальные склонности к природе и жизни»
Выражая нашу потребность в общении с природой на эмоциональном уровне, мы инстинктивно понимаем концепцию. Мы помним, что пребывание на природе заставляет нас чувствовать себя хорошо, а сельская местность и леса мгновенно расслабляют. Привнесение природы в нашу застроенную среду — наши офисы и города — является отличным ответом на то чувство спокойствия, которое мы получаем в присутствии природы.
Однако давайте рассмотрим, почему пребывание на природе действительно заставляет нас чувствовать себя комфортно. Исследования утверждают, что это не полностью психологическая или эмоциональная потребность, а скорее физиологическая потребность. Вот где «стимулирование чувств» начинает иметь смысл.
Содержание
Биофильная среда – это естественная среда
Если вы вытащите крота из его норы и поместите в открытый солнечный сад, он испытает стресс, испугается и попытается выкопать новую нору. Его чувства не в состоянии справиться с ярким светом, отсутствием тесного контакта с кожей и пронзительным пением птиц. Миллионы лет эволюции создали существо, которое процветает в темных, сырых, узких туннелях. Здесь он находит пищу, убежище и других кротов, с которыми может спариваться. Если бы мы создали среду для крота в неволе, она тоже была бы темной, сырой и тесной. Это среда, в которой они процветают.
Когда мы создаем среду для людей — например, офисы — мы стремимся сделать ее очень компактной, очень энергоэффективной и совершенно непохожей на среду, в которой наш вид провел более 99% своей эволюционной истории.
Человечество развивалось на открытых пространствах с холмистым ландшафтом. Разрозненная растительность росла группами; воды было много, а небо было ясным. Люди используют свои глаза, чтобы искать пищу и угрозы — зрение — это наше самое развитое чувство. Восприятие цвета для нас — часть спектра, которую мы можем видеть — позволяет нам различать формы (еду или опасность) на фоне растительности и распознавать, когда плоды созрели. Наш слух тонко настроен на звуки добычи животных и бегущей воды. Наше осязание помогает нам определить качество материалов, которые мы можем использовать для укрытия. Когда дело доходит до того, что есть безопасно, наше обоняние помогает нам.
Каждое из наших чувств очень приспособлено к этой среде. Эти чувства развились, чтобы наш вид мог выжить. Если мы напрягаем наши чувства, мы реагируем так, как будто существует угроза нашему выживанию. Гормоны стресса подготавливают нас к борьбе или бегству. Наши чувства перегружаются или используются недостаточно, создавая опасный цикл постоянного стресса и нарушения равновесия в наших телах.
Другие виды развили чувства по-разному. У собак обоняние лучше, чем у людей, и они видят в другой части спектра, потому что именно это помогает им охотиться. Киты могут слышать частоты далеко за пределами человеческого слуха. Это идеально подходит для океанов, где звук распространяется в воде, а не в воздухе. Наш друг крот обладает замечательным осязанием и может ориентироваться в полной темноте. Человеческие чувства так же точно настроены на нашу естественную среду, как кроты — на ее.
Какое это имеет отношение к дизайну?
Биофильный дизайн — это тенденция дизайна на данный момент, но это гораздо важнее. Это связано с большим благосостоянием. Однако многие из его сторонников думают в основном с точки зрения эмоциональной потребности в общении с природой, что является эффективным и понятным подходом. Однако эксперты по дизайну считают, что мы можем создать более эффективное пространство, если будем использовать сенсорный подход к дизайну. Когда мы стимулируем наши чувства так, как задумано природой, преимущества для продуктивности, творчества и психологического благополучия (среди прочего) многочисленны.
Взгляд
Зрение – это наше основное чувство. Это широкий термин — он охватывает наше восприятие яркости, контраста, цвета, формы, расстояния, ориентации, времени суток и движения — по крайней мере восемь чувств в одном. Мы используем наши глаза, чтобы сканировать далеко и широко, так же как мы делаем это, чтобы исследовать крошечные объекты в наших руках или под микроскопом. Мы постоянно сканируем окружающую среду и меняем фокус. Наши глаза помогают нам избегать быстро движущихся объектов или координировать действия рук, чтобы поймать их.
Итак, что мы делаем в офисах?
Многие офисы имеют равномерное освещение, которое мало меняется в течение дня. Офисные работники сосредотачивают свой взгляд на экране, расположенном на уровне глаз и на небольшом расстоянии от их носа. Если вам повезет оказаться рядом с окном, у него могут быть опущены жалюзи, или вам откроется вид на другой офисный блок через дорогу. Это не стимулирует наше зрение так, как нам нужно для истинного комфорта. С помощью комнатных растений можно воссоздать что-то из нашей естественной среды обитания, особенно если они расположены в натуралистическом стиле. Искусство и настенные покрытия, такие как фрески, могут создавать стимулы и пробуждать воспоминания о счастливых местах. Разнообразная текстура и цвет могут иметь аналогичный эффект, но освещение — один из наиболее эффективных способов улучшить качество зрения.
Биодинамическое освещение, иногда называемое освещением, ориентированным на человека, — это один из способов решить проблему плохого качества света и отсутствия изменений в течение дня. Эти системы, такие как производимые Waldmann, регулируют качество света в течение дня, чтобы лучше отражать изменения качества света, наблюдаемые снаружи, и было показано, что они оказывают существенное влияние на выработку гормонов стресса и улучшают качество сна.
Звук
Офисы могут быть шумными и отвлекающими. Недавние исследования показали, что шум является одной из самых больших жалоб в современных офисах. Фоновый гул машин, подслушанные разговоры или слышимый звук музыки, просачивающийся из гарнитуры коллеги, — все готово, чтобы свести людей с ума.
Была разработана новая технология для создания звуков, которые маскируют эти отвлекающие факторы — хорошим примером является система Habitat Soundscaping, разработанная Plantronics, — которая использует имитацию звука воды для маскировки громких разговоров и уменьшения воздействия отвлекающих факторов. Умная технология может обнаруживать и маскировать отвлекающий шум на невероятно локализованном уровне. Он может даже перемещать акустическую маску при перемещении источника звука.
Звуки природы, такие как шум воды или пение птиц, могут вызвать чувство спокойствия. Растительность также можно использовать для уменьшения эха и поглощения определенных частот.
Запах
Внутренности зданий могут быть вонючими местами. Неприятные запахи из туалетов или мусорных баков (или даже из-за плохой личной гигиены) могут стать неприятным дополнением к сенсорной среде. С эволюционной точки зрения, неприятные запахи представляют собой то, чего следует избегать — антисанитарные условия или наличие гниющих отходов. Запахи растворителей и других строительных материалов побуждают ваше тело стараться избегать этого места.
Неприятные запахи можно замаскировать и ввести приятные запахи. Технологические решения, такие как система Premium Scenting, продаваемая Ambius, могут выделять в окружающую среду натуралистичные ароматы, которые намного больше похожи на те, что присутствуют в здоровой среде обитания человека. Психология ароматов — относительно новая дисциплина, но измерение откликов и реакций на различные ароматы помогает дизайнерам добавить дополнительное измерение внутреннему пространству.
Трогать
Современные офисные здания отличаются гладкими ламинированными столами, однородным напольным покрытием, прямыми линиями и прямыми углами, гладкими стенами и блестящими поверхностями. Наше осязание лишено стимулов, кроме ударов кончиками пальцев по клавиатуре.
Текстура может помочь нам ориентироваться в пространстве. Наши ноги очень хорошо определяют, является ли путь ровным и поддерживающим. Наши кончики пальцев делают то же самое, особенно когда мы не видим, с чем имеем дело.
Такие компании, как AkzoNobel и Interface, изучают, как текстуру можно использовать на стенах и полах, чтобы оживить наше осязание при использовании пространства.
Другие объекты также требуют прикосновения — перистая листва папоротника или мягкая, гладкая текстура некоторых минералов. Использование самых разнообразных текстур как часть дизайна интерьера добавляет интереса и стимула.
Вкус
Согласитесь, вкус — это дело вкуса! Дизайнеру тоже сложно с этим справиться. Вы не можете указать конкретное меню или смесь кофе. Тем не менее, хороший управляющий предприятием, безусловно, может обеспечить удовлетворение самых разнообразных потребностей в питании и стимулирование вкусовых рецепторов.
Возбуждение чувств — основа настоящего биофильного дизайна
Ambius был в авангарде размышлений о биофильном дизайне еще до того, как этот термин стал рассматриваться в дизайнерском сообществе. Действительно, прежде чем даже мы знали, что у него есть имя. Наше исследование, проведенное еще в начале 1990-х годов, постоянно показывало, как обогащение среды сенсорными стимулами приносит пользу пользователям этого пространства. Понимая, что если мы стимулируем наши чувства для удовлетворения наших потребностей, мы можем сделать наши проекты еще более эффективными. Биофильный дизайн — это гораздо больше, чем просто эмоциональная потребность в общении с природой. Это механизм выживания.