МИЛАН. Является ли чайник произведением искусства? Альберто Алесси, внук основателя Alessi Джованни, определенно так считает. Президент Alessi сказал, что успех компании за последние шесть десятилетий был обусловлен его девизом о том, что функциональные предметы, такие как тостеры и ложки, могут быть по своей сути поэтичными. За 102 года семейной истории, а также за время работы самых ярких представителей архитектуры и дизайна — Этторе Соттсасса, Альдо Росси, Акилла Кастильони и Филиппа Старка — его любимым изделием стал чайный и кофейный сервиз Bombe, созданный его отцом. “Из всех тысяч проектов я считаю их своими детищами.
Но на самом деле я являюсь продуктом этих старых разработок моего отца Карло, который был дизайнером и начал работать на Alessi в 1930-х годах и помогал компании во время войны и после нее”, — размышлял Альберто. Еще один шейкер “870” 1950-х годов — один из первых проектов Alessi, заказанных сторонним дизайнерам Карло Маццери и Луиджи Массони.
Музей Alessi, которому в этом году исполняется 25 лет, перережет ленточку на исторической выставке, рассказывающей о богатой истории компании — от ее создания как мастерской по изготовлению листовой латуни и мельхиора и литейного цеха до центра домашнего декора, который привнес свой элегантный дух в повседневную жизнь. Музей был открыт в 1998 году по проекту покойного итальянского дизайнера Алессандро Мендини в штаб-квартире Alessi в Оменье, недалеко от итальянского озера д’Орта.
Здесь собрана коллекция из более чем 25 000 предметов, включая прототипы, пресс-формы, нереализованные проекты, первые версии, чертежи и эскизы, которые вместе рассказывают множество историй. Инсталляция будет выставлена во флагманском магазине Alessi на Виа Манцони, 14 и открыта для публики с четверга по сентябрь. 30.
Этой новой инсталляцией куратор музея Франческа Аппиани отдает дань уважения творческим людям, которые превратили Алесси в “Фабрику дизайна». ”Она разбивает его на 25 историй, по одной в год, посвященных определенной теме, выделяя такие знаковые предметы, как чайник Hot Bertaa, разработанный Starck в 1990 году, кофеварки La conica и cupola espresso, разработанные Rossi в 1984 году, и ваза для цветов Crevasse, разработанная Захой Хадид в 2005 году. Дизайн-проект был создан миланской дизайн-студией A4A design.
Несомненно, для Альберто, который с детства рос в окружении дизайнеров Alessi, самыми близкими наставниками были Росси и Мендини, а также Соттсасс, под руководством которого он проработал около 30 лет, и Ахилл Кастильони, который заставлял его смеяться. “С Кастильони было веселее всего. Он всегда говорил: «Чинкве-чентезими в пью, мама лучидо». ”Это основано на старой миланской поговорке, которая означает, что люди будут готовы заплатить на пять центов больше, если все будет блестеть”, — со смехом объяснил он.
Альберто официально присоединился к компании в 1970-х годах, когда Alessi избавилась от своего индустриального прошлого и превратилась в центр креативного дизайна, который получил признание во всем мире. Именно тогда компания увидела, что Соттсасс, который, пожалуй, больше всего известен своими компьютерами, разработанными для Olivetti, присоединился к ней.
Алесси даже пригласила художника-сюрреалиста Сальвадора Дали для создания своего Obget Inutile (Бесполезный предмет) — скульптуры из стальных листов, скрепленных деревянной прищепкой. Как объяснил Альберто, в 1980-х годах компания увидела, что их мечты получили еще большее развитие, когда они обратились с открытым призывом к молодым архитекторам создать чайный и кофейный сервиз. “Это был первый раз, когда архитекторы были приглашены на конкурс, чтобы создать что-то в мире промышленного дизайна”.
Чайная и кофейная площадь в 1983 году воплотилась в жизнь благодаря усилиям дизайнеров и архитекторов, которые превратили поднос в живую площадь. Эта идея была вновь реализована в 2003 году в рамках проекта Tea and Coffee Towers, возглавляемого Мендини и включающего в себя работу 22 архитекторов. В целом, выставка дает возможность ознакомиться с текущими исследованиями компании в области прикладного искусства и отражает участие Алесси в истории современного дизайна и в том, как он продолжает формировать образ жизни общества.