ПАРИЖ — Диалог Ива Сен-Лорана с искусством продолжается новой выставкой, на которой представлены работы из архивов покойного дизайнера и специально заказанные работы современной художницы Клаудии Визер. Выставка ”Ив Сен—Лоран — Формы», которая открывается в пятницу в музее Ива Сен-Лорана в Париже, отражает новый акцент музея на наведении мостов с миром искусства после прихода в прошлом году нового директора Эльзы Janssen, которая в течение 10 лет работала в качестве директор по культурным мероприятиям в Галерее Лафайет.
Выставка демонстрирует одержимость кутюрье линией и цветом в четырех разделах, включая подиум, изобилующий яркими творениями, такими как платье в стиле поп-арт 1966 года с цветными вставками, и комнату, посвященную его черно-белому дизайну, стены которой выложены керамической плиткой с графическими мотивами, разработанными дизайнером Визер в ответ на выбор. “Мы хотели показать его самые радикальные, современные и графичные работы”, — сказал Janssen во время предварительного просмотра.
Она и Серена Букало-Муссели, куратор музея и руководитель отдела коллекций, проанализировали работы Сен-Лорана через призму основных направлений абстрактного искусства 20-го века. Они нашли связи с оп-артом и Баухаузом, а также с такими художниками, как Виктор Вазарели, Макс Билл и Эллсворт Келли, среди прочих. “В конечном счете, идея заключалась в том, чтобы увековечить историю диалога между различными дисциплинами и искусствами, которую он всегда поддерживал”, — объяснил Janssen.
На выставке представлено около 40 образов от высокой моды и готовой одежды, а также аксессуары и эскизы, которые дополняются инсталляциями Визера — от настенных фризов до деревянных скульптур и красочных витрин, оклеенных обоями, выполненными с использованием архивных изображений. “Постепенно выставка была задумана как совместное шоу”, — сказала Janssen. Визер не новичок в моде, она разработала декорации для весеннего показа Hermes 2021 в Париже.
Она преуспевает в нестандартной работе. “В своей работе я прежде всего стремлюсь освободиться от классических границ, которые существуют между изобразительным искусством и другими дисциплинами, такими как мода, мастерство, дизайн или архитектура”, — говорится в ее заявлении. “Мне не нравится, когда мои работы выставляются изолированно, в максимально нейтральных пространствах, но я предпочитаю, чтобы они соответствовали месту проведения и контексту, в котором они размещены”, — добавила немецкая художница, известная своими геометрическими конструкциями в стиле модерн. Выставка начинается и заканчивается образами первых лет работы Сен-Лорана в качестве художественного руководителя Christian Dior, где он открыл эру минимализма своей коллекцией Trapeze в 1958 году, отказавшись от силуэта New Look в форме песочных часов, созданного основателем Christian Dior Кристианом Диором. “Вот почему мои женщины часто одеты в черное: мне нравится, когда женщины выглядят как рисунки, как эскизы”, — сказал он однажды.
Оптические иллюзии и геометрические формы, такие как шляпа-таблетка, сделанная из двух сложенных кубиков, иллюстрируют его умение превращать абстрактные композиции в живые, дышащие предметы одежды. “Любой, кто когда-либо был свидетелем примерки, задействованной при создании модной коллекции, на таком профессиональном уровне, поймет, что работа кутюрье над телом, его наблюдательность, бесконечные корректировки и изменения, реактивность и «моделирование» — это то, что делает этот тип одежды уникальным. творчество требует, во многом, соответствия работе скульптора, живописца и художника в целом”, — высказал мнение Визер. Непревзойденный колорист, дизайнер не боялся использовать резкие оттенки. “Использование Сен-Лораном цвета просто поражает воображение, потому что он создает сочетания, которые в высокой моде считаются почти противоестественными, сочетая такие цвета, как фуксия и красный, или фиолетовый и зеленый”, — говорит Букало-Муссели.
Среди представленных эскизов — эскизы костюмов Сен-Лорана к балету Парижской оперы “Собор Парижской богоматери”, поставленному хореографом Роланом Пети в 1967 году. В своих модных эскизах он использует различные техники — от туши до пастели, что свидетельствует о его страсти к рисованию.
На выставке представлен ряд редких вещей, таких как куртка из его осенней коллекции готовой одежды Rive Gauche ready to wear, вдохновленной кубизмом 1988 года, которая представлена на афише выставки. Модель, которую Иман носила на подиуме, выполнена из атласа и кожи в сочетании розового, белого, черного, цвета фуксии и желтого.
Janssen сказал, что точно так же, как творения Сен-Лорана популяризировали творчество таких художников, как Пит Мондрайн в 60-х, эта выставка призвана стать платформой для творчества Визера. “Как дисциплина, которая имеет более широкую аудиторию, чем искусство, мода — отличный способ поддержать беседу и познакомить людей с искусством в более широком смысле”, — сказала она.