МИЛАН — Приобретение компанией Kering 30-процентной доли в Valentino в июле стало неожиданностью для отрасли в то время, когда итальянские предприниматели начали как никогда раньше сближаться друг с другом. Это направлено, с одной стороны, на защиту уникальных производственных мощностей страны, а с другой — на то, чтобы попытаться противостоять постоянно растущей мощи европейских конгломератов роскоши. В последнем случае итальянским модным компаниям приходится нелегко, и, по общему мнению, сейчас явно слишком поздно конкурировать с мощью LVMH Moet, Hennessy, Louis Vuitton, Kering или финансовой компанией Richemont, которая в июле также перекупила итальянскую Gianvito Rossi.
Однако в первом случае есть несколько успешных — и неожиданных — предприятий. По общему мнению, это только начало, поскольку, по данным Confindustria Moda, малые и средние компании составляют большинство из 62 000 модных фирм Италии. Они составляют основу производства «Сделано в Италии» и цепочки поставок, которая работает с лучшими мировыми брендами класса люкс. Предприниматели осознали, что для будущего отрасли важно защитить этот трубопровод, и ожидается, что это потребует большей консолидации, расширения деятельности по слияниям и поглощениям, более детального партнерства и дополнительных усилий по определению общих целей.
В 2021 году, что, несомненно, считалось крупным партнерством, Ermenegildo Zegna Group и Prada Group объединили усилия для приобретения контрольного пакета акций Filati Biagioli Modesto SpA, специализирующейся на производстве кашемира и других ценных нитей.
В июне компании вновь объединились, купив по 15% акций компании Luigi Fedeli e Figlio Srl, специализирующейся на производстве трикотажа и тонкой пряжи. И Zegna, и Prada на протяжении многих лет инвестировали в развитие своих трубопроводов и цепочек поставок, а также собственных производственных предприятий в Италии. В мае, в рамках первой подобной сделки для Chanel и Brunello Cucinelli, компании стали партнерами в приобретении по 24,5% акций итальянского производителя кашемира Cariaggi Lanificio SpA. Это стало продолжением сделки, подписанной в прошлом году Cariaggi и Cucinelli, которая стала первым подобным слиянием и поглощением последней.
В то время Кучинелли объявил, что покупает 43% акций Cariaggi, своего давнего поставщика кашемира. В то время как Chanel на протяжении многих лет покупала доли в 40 компаниях-поставщиках, 15 из которых базируются в Италии, это первый случай, когда она сотрудничает с другим известным модным брендом.
В то время как в Италии формируются некоторые модные группы, такие как OTB Ренцо Россо, например, благодаря приобретению Marni, Maison Margiela и Jil Sander, или Moncler Group, присоединившая Stone Island в 2020 году, и Calzedonia Group, которая в прошлом году взяла под свой контроль бренд Antonio Marras, — Gruppo Florence и MinervaHub являются одними из примеров новых платформ для поставок высококачественной продукции Made in Italy крупным модным брендам класса люкс. Цель этих платформ — обеспечить конкурентоспособные цены, гарантировать оперативные и гибкие поставки и решения, сохраняя при этом технические и культурные ноу-хау малых и средних семейных итальянских компаний.
За последние три года Gruppo Florence выросла и контролирует около 24 компаний, от производителей трикотажа и верхней одежды неформального производства до специалистов по обуви, объем продаж которых достиг 600 миллионов евро, и нет никаких признаков того, что компания планирует останавливаться на достигнутом. Семьи-основатели этих компаний согласились реинвестировать миноритарные пакеты акций в холдинг.
В апреле инвестиционный холдинг San Quirico SpA приобрел 75-процентную долю в MinervaHub, став ведущим объединителем мелких и средних производителей компонентов для брендов класса люкс, от цепочек и металлических деталей до гальванической обработки и ручной вышивки.
Оставшиеся 25% акций остаются в руках одного из продавцов, компании Xenon Private Equity, с другими соинвесторами, в том числе президентом Маттео Марзотто. MinervaHub сообщает о продажах на сумму более 170 миллионов евро, имеет портфель из более чем 1000 клиентов, из которых 20 относятся к основным брендам класса люкс, и более 700 сотрудников. В июле компания получила 100-процентный контроль над компанией New and Best H. F. Srl, известной своим опытом в производстве высококачественных кожаных изделий, обуви, готовой одежды и аксессуаров, а также средств для отделки поверхностей.
Аналогичным образом, ожидается дальнейшая консолидация текстильной промышленности страны, поскольку предприниматели в этом сегменте сталкиваются с волатильностью рынка, влиянием инфляции на доверие потребителей и смешанным бизнесом в Китае и США. За последние несколько лет растущий спрос на текстильную продукцию в период восстановления после пандемии и перебои с поставками сказались на рынке, усилив конкуренцию и повысив цены на сырье. Одним из примеров консолидации в текстильной промышленности стало приобретение Gruppo Piacenza SpA в декабре прошлого года специалиста по изготовлению моделей Arte Tessile Snc, немногим более чем через месяц после того, как она возглавила компанию Lanificio Fratelli Cerruti.
В 2020 году Пьяченца приобрела Lanificio Piemontese, еще одну шерстяную фабрику в Белле, что свидетельствует о ее стремлении расширить масштабы производства.