МИЛАН — Матье Блази хочет, чтобы его удивляли, и он верит, что это приведет к постоянному творческому подходу. В связи с этим Блази, креативный директор Bottega Veneta, только что вернулся из поездки в Сан-Паулу, где бренд представил последнюю главу своей серии по культурному обмену The Square. Bottega Veneta приземлилась в бразильском городе после Дубая и Токио в прошлом году, чтобы познакомить гостей с местной культурой в знаменитом доме Лины Бо Барди «Casa de Vidro», или стеклянном доме по-английски. “Когда мы, как глобальный бренд, открывали The Square в Дубае, мы хотели обратиться к другой аудитории”, — объяснил в эксклюзивном интервью Блейзи, который говорил мягким голосом и тщательно подбирал слова. “Часто бренды проводят мероприятия, чтобы представить свою продукцию, но я нахожу более интересным начать разговор в другой стране, где мероприятие носит более локальный характер, где впечатления не зависят от продукта, и пригласить разнообразную группу людей».которые являются экспертами в своей области.”
Серия выставок Square объединяет художников, гостей и публику на захватывающих мероприятиях, ориентированных на конкретные места, которые направлены на стимулирование любопытства и диалога, а также на отстаивание ценностей Bottega Veneta — ремесла, творчества и самовыражения, пояснил он.
Куратором выставки The Square Sao Paulo, которая также ознаменовала 10-летний юбилей Bottega Veneta в Бразилии и партнерство с ведущим девелопером класса люкс Iguatemi, была Мари Стоклер. Блейзи был непреклонен в том, что ему не нужна “просто вечеринка или мероприятие в магазине [для обозначения важной вехи], я думаю, это очень, очень скучно”.
В соответствии с традиционными квадратными формами Дубая и Токио, мероприятие проходило на площади в знаменитом модернистском доме Бо Барди, окруженном пышным садом.
Блейзи был в восторге от Бо Барди, рассказав о своей давней страсти к творчеству покойного архитектора итальянского происхождения и о том, что он до сих пор восхищается возможностью воплотить этот опыт в ее доме. Он дал Стоклеру карт-бланш. “То, что она сделала, было невероятным и в то же время очень великодушным, она поставила себя на место Бо Барди и посмотрела на различные горизонты творчества в Бразилии.
Не только изобразительное искусство, но и скульптуру и музыку, собирая художников в одном доме, как это сделал бы Бо Барди”.
Дом де Видро был первым построенным проектом Бо Барди и ее личной резиденцией вплоть до ее смерти в 1992 году. Построенный в 1951 году, дом был местом встреч художников, архитекторов и интеллектуалов как при жизни Бо Барди, так и впоследствии под руководством Института Барди/Каса де Видро.
В рамках 11-дневной программы, которая стартовала 24 мая, художники и представители искусства из Бразилии собрались вместе, чтобы почтить наследие Бо Барди, изучить ее взаимодействие с бразильской культурой и отметить бразильское творчество во всех его проявлениях. Блейзи любит посещать художественные ярмарки, такие как, например, Frieze, и, по его словам, благодаря этим мероприятиям он узнал о творчестве Стоклера.
С ее помощью, несмотря на то, что он был хорошо знаком с бразильским искусством, он, по его словам, “открыл для себя многие другие, и я доверился Мари, которая предложила новую точку зрения. Она поехала в Амазонию и нашла потрясающего художника. Я стала зрителем, потому что мне тоже было интересно учиться. Мы должны доверять людям, на которых мы даем права, я не хочу придерживаться однозначного представления о том, что я веду машину”, — подчеркнула Блейзи. “Это не заложено в ДНК компании”.
Бренд был основан Микеле Таддеи и Ренцо Зенгиаро, за которыми последовали владельцы Лаура Браджион и Витторио Мольтедо до приобретения Gucci Group в 2001 году. “Выбор Mari позволил привнести в проект разнообразие, другую точку зрения и удивить меня”, — продолжил Блейзи.
Первоначальной идеей было отметить наследие Бо Барди. “Есть много вещей, о которых вы читаете в книгах, но я еще не до конца прочувствовал ее пространство. Затем я сел в ее кресло и увидел, как она [проектировала здание из бетона и стекла] Музея искусств в Сан-Паулу почти 70 лет назад, но она привнесла в него столько современности”.
Основной корпус музея опирается на две боковые балки на отдельно стоящем пространстве высотой 243 фута. “У нее был способ показать картины на бетонном постаменте, на стекле, который позволяет вам видеть картину спереди и сзади, и это совсем не дидактично и не следует временной шкале, и вы можете выбрать свой собственный темп.
Он восхищался “свободой, которую она дает зрителю, простотой дизайна и его эффективностью, так что да, я был удивлен”.
Сюрприз был еще и в том, что мы побывали в доме Бо Барди. “Вы знаете, что находитесь в памятнике архитектуры, это как если бы вы были в [здании] Ле Корбюзье или в Мачу-Пикчу, и это невероятно архитектурно, но в то же время очень интимно.
Вы чувствуете, что это уютное место, она жила там со своим мужем, вы можете представить ее в своем доме каждый день. Да, я бы с удовольствием жил в таком месте”, — сказал Блейзи, улыбаясь. Бо Барди был соучредителем влиятельного художественного журнала Habitat, а также создателем ювелирных украшений, костюмов, мебели и декораций. Блейзи сказал, что Bottega Veneta — это “стиль, неподвластный времени”, и что The Square “признала, что идеи и эстетика Лины находят отклик и по сей день, всегда напоминая нам о преобразующей силе дизайна и культуры”.
Мероприятие было организовано по четырем тематическим направлениям, связанным со временем, геометрией и духовностью, бразильской контркультурой и корнями стиля босса-нова в стиле самба, которые знакомили посетителей с домом и садом. В «Площади Сан-Паулу» приняли участие такие таланты, как Арналду Антунеш, Иба Саллес, Вивиан Каччури, Луис Зербини, Карлито Карвальоса, Росана Паулино, Алаиде Коста, Ленора де Баррос, Криштиану Ленхардт, Леда Катунда, Рикардо Алейшо и Жоао Камареро.
На мероприятии также были представлены работы Лигии Папе, Гелио Ойтичики, Аугусто де Кампоса, Местре Гуарани и Сурубима Фелисиано да Пайшао, а также собственные работы Бо Барди, письменные работы и оригинальная мебель, размещенные в Каса—де-Видро. По словам Блейзи, Стоклер решил пригласить художников в дом и не устраивать традиционную выставку, а погрузить работы в атмосферу дома, как если бы Бо Барди сам выбирал их. “Я думаю, [Бо Барди] понравился бы такой подход”, — заявил он.
Стоклер “постоянно ищет новых художников”, — сказал Блейзи.
Он признался, что знаком с “классическими бразильскими художниками и архитектурой”, но ему не терпится узнать больше. Этот опыт: “мне нужно было взглянуть на ситуацию под другим углом, не мне иметь свое мнение о том, что она предлагает, мне тоже брошен вызов, и я должен принять то, что она предложила”.
Четыре книги, основанные на четырех путях Квадрата, были изданы ограниченным тиражом.
Блейзи признался, что ему нравится искусство, но он также подчеркнул, что “не хочет, чтобы его считали просто интеллектуалом или церебральным умником. Еще мне нравится поп-музыка, можно много говорить об искусстве, но, в конце концов, все дело в эмоциях, вызывает ли они у меня интерес, нравится мне это или нет”.
Ему также не понравилась идея художников, работающих непосредственно над одеждой или сумкой. “Меня это не интересует, но мне нравится идея сопоставления, почти как в [немецком художественном движении].
Баухауз работает с людьми, которые могут привнести в здание свой камень, и когда вы объединяете голоса, это может создать что-то новое”.
Для создания весенней коллекции Bottega Veneta 2023 года Блейзи сотрудничал с Гаэтано Пеше, но он подчеркнул, что он работал над одеждой, а Пеше — на съемочной площадке, что привело к сопоставлению. Для выставки в Милане Пеше создал 200 стульев, каждый из которых был отделан уникальной смолой, а некоторые — с рисунками от руки, которые затем были представлены на выставке Design Miami и доступны для покупки.
В апреле прошлого года для миланского Salone del Mobile Пеше создал лимитированную серию сумок ручной работы для Bottega Veneta — это был его первый опыт в разработке дизайна сумок — в рамках инсталляции бренда, размещенной в гроте из смолы и ткани. Сумки были фигуративными и скорее художественными, чем нет, так как на переплетении Intrecciato были изображены две горы на фоне восхода или заката солнца, выполненные в технике аэрографии и вязания крючком. “Я подумала, что было бы интереснее, если бы я отстранилась и не участвовала в создании сумки творчески.
Эскиз был разработан Гаэтано, а сумки были изготовлены Bottega Veneta, он работал непосредственно с мастерами”, — сказал Блейзи. Дизайнер сказал, что вдохновение приходит из самых разных мест и что он не стал бы ограничивать его своей страстью к искусству, унаследованной от родителей, которые оба зарабатывали этим на жизнь. “Да, я интересуюсь искусством, я встречал в своей жизни много художников.
Но я также люблю глупые журналы, иногда отличная идея приходит, когда смотришь на бутылки Coca-Cola в кафе. Но это правда, что из-за моего личного интереса я, возможно, больше буду смотреть на искусство, чем на некоторые фильмы. Но вдохновение есть везде”.
На вопрос о его собственных художественных склонностях он застенчиво ответил, что рисует, но подчеркнул, что это всего лишь хобби и что он не стал бы показывать свои работы внешнему миру. “Формат Square дает нам полную свободу, он дает нам возможность мыслить без какого-либо продукта, и его можно использовать где угодно, а преимущество любого места в том, что культура присутствует везде, и всегда найдется что-то, к чему мы сможем подключиться”, — сказал Блейзи. “Это может принимать разную форму в зависимости от местоположения”.