Как нейроэстетика привносит в дизайн более ориентированный на человека подход

Как нейроэстетика привносит в дизайн более ориентированный на человека подход

За последние три года наш подход к дизайну помещений кардинально изменился. Поскольку неоспоримое влияние пандемии изменило не только взгляды людей на здоровье и благополучие, но и на то, как они живут в своих домах, продуманный дизайн, ориентированный на человека, приобрел первостепенное значение. Это пересечение здоровья и дизайна лежит в основе практики нейроэстетики, которая изучает, как пространство может положительно влиять на самочувствие. “Это исследование того, как искусство и эстетика ощутимо меняют ваш мозг, тело и поведение”, — говорит Сьюзан Магсамен, основатель и директор Международной лаборатории Arts + Mind при Центре прикладной нейроэстетики Университета Джона Хопкинса. — И все это может быть воплощено на практике.

Нейроэстетика была впервые официально определена в 2002 году как научное изучение нейронных основ созерцания и создания произведений искусства.

За прошедшие с тех пор два десятилетия это определение расширилось, включив в него эстетические переживания, выходящие за рамки искусства, и исследователи классифицировали его как “когнитивную нейронауку эстетического опыта”.

В 2016 году Магсамен основал Международную лабораторию Arts + Mind Lab, центр прикладных нейроэстетических исследований при Институте наук о мозге медицинской школы Джона Хопкинса. В последующие годы она сотрудничала с Айви Росс, вице-президентом по дизайну аппаратных продуктов в Google, которая также занимала должности дизайнера и маркетолога в Gap Inc., магазине Disney, Art.

Com и Old Navy, для проведения исследований, посвященных этой концепции. Магсамен и Росс совместно написали книгу по нейроэстетике “Влияние вашего мозга на искусство: как искусство преображает нас”, в которой изложены некоторые из их исследований. В одном из таких исследований, проведенных в Милане, было представлено несколько комнат с характерными чертами, такими как изогнутые потолки или геометрические узоры, предназначенные для усиления нейроэстетического эффекта. Участники исследования ходили по комнатам с повязками, которые отслеживали физиологические реакции организма при входе в каждую виньетку. “В пятидесяти восьми процентах случаев ощущения тела людей отличались от ощущений их когнитивного разума”, — сказал Росс. “Урок в том, что наше тело чувствует все время.

И я думаю, что мы слишком много ходим вокруг да около в своих мыслях, и вы можете зайти в какое—нибудь помещение и сказать: «О, у моего друга такая гостиная — мне это нравится». Но на самом деле вашему телу некомфортно в такой обстановке”.

Нейроэстетика устраняет разрыв между тем, что, по нашему мнению, нам нравится, и тем, что наше тело на самом деле находит успокаивающим и привлекательным.

Одним из ключей к преодолению этого разрыва является осознание того, что, хотя люди — существа с развитым мозгом, наши пять органов чувств играют важную роль в том, как мы взаимодействуем с окружающим миром. Эти взаимодействия различны для каждого человека. “Наша нейробиология отличается друг от друга”, — сказал Магсамен. “Мы знаем, что то, как я воспринимаю пространство и что мне нужно в нем, будет отличаться от того, что может понадобиться вам.

И наряду с идеей о том, что мы чувствующие существа, которые мыслят, важно также отметить, что мы — индивидуумы”.

Такое внимание к индивидуальности особенно важно при проектировании инклюзивных пространств. Магсамен сказал, что растущая осведомленность и понимание нейродивергенции начали влиять на то, как дизайнеры и архитекторы подходят к своей работе, особенно в общественных местах. “Я получаю все больше знаний, например, о том, как свет может информировать детей и взрослых, страдающих аутизмом, и как это можно использовать в общественных местах”, — сказала она. “Вы должны подумать о таких вещах, как обеспечение возможности для различных типов перемещения в пространстве, различных цветов, различных текстур.

Не все дизайнеры разрабатывают дизайн с учетом этого, но движение в этом направлении определенно есть”.

В домашних условиях использование нейроэстетического дизайна требует соблюдения баланса между обращением к чувствам и сохранением функциональности. “Мы должны быть уверены, что при проектировании мы ориентируемся на то, какие результаты будут достигнуты в доме”, — сказал Магсамен. “Иногда дом — это передышка. Иногда это место для привлечения внимания, а иногда — место для общения.

Дизайн, ориентированный на функциональность, сильно отличается от того, когда вы создаете дизайн, ориентированный на чувства”.

Хотя дизайн функциональных помещений, отвечающих потребностям каждого, кто в них живет или использует, может показаться сложной задачей, в него можно включить некоторые универсальные элементы, которые понравятся широкому кругу людей. “Я думаю, что по умолчанию здесь всегда используется природа”, — сказал Росс. “Мы знаем, что природа уравновешивает все эти различия.

Просто нахождение в саду или рядом с растениями немедленно снижает ваше кровяное давление и уровень кортизола”.

По мере того как идея нейроэстетики получает все более широкое распространение в дизайне интерьеров, цифровые инструменты, такие как интеграция «умного дома», облегчат интуитивное понимание потребностей обитателей помещения. “Технологии будут полезны в этом, потому что, как постоянно говорит Айви, она не хочет ходить с браслетом на запястье, который говорит ей о том, что она чувствует”, — сказал Магсамен. “Но у вас есть интеллектуальное пространство, которое понимает, что вам нужно».

В то время как нейроэстетика, возможно, сейчас не в центре внимания каждого архитектурного проекта или проекта по дизайну интерьера, Магсамен предсказывает, что результаты работы ее лаборатории, проводимой по всему миру, помогут в будущем определять, как будут строиться и оснащаться помещения.

И это будущее обещает быть более ориентированным на человека, чем когда-либо. “Исследования ведутся активно и продолжают расширяться”, — сказал Магсамен. “И это будет еще одним источником знаний, которые могут использовать дизайнеры. Этот союз технологии, науки и дизайна — действительно прекрасная триада”.

Еще кое-что по теме:
Оставить комментарий

*