ЛОНДОН. На фоне бурной деятельности, наблюдавшейся в последние несколько месяцев, компания Kering сделала еще один резкий шаг, расставшись с Сарой Бертон, давним креативным директором Alexander McQueen, которая возглавила дом после смерти дизайнера—тезки.
Alexander McQueen, который полностью принадлежит Kering, и Burton заявили в понедельник, что прекращают свое сотрудничество после двух десятилетий и что “новая творческая организация” будет создана в свое время. Это объявление стало очередным в череде стремительных шагов компании Kering, которая стремится стать динамичным игроком в условиях растущей конкуренции и ищет новые пути роста, поскольку продажи ее флагманских брендов Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta и Balenciaga снижаются.
Kering не увеличивает продажи Alexander McQueen, одного из своих самых маленьких брендов, но, вероятно, лондонский лейбл внес свой вклад в низкие результаты Kering в первом полугодии. У бренда также появился новый главный исполнительный директор Джанфилиппо Теста, который находится под давлением необходимости внесения изменений.
Летом Kering приобрела элитный парфюмерный дом Creed за 3,8 миллиарда долларов, а несколько недель спустя завершила сделку, согласившись купить 30% Valentino за 1,7 миллиарда евро с возможностью получения полного контроля над итальянским брендом к 2028 году.
Как сообщалось, активные инвесторы требовали от Kering совершить трансформационное приобретение, которое поставило бы ее в более равные условия с конкурирующим LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton и позволило бы ей меньше зависеть от Gucci, на долю которого в прошлом году пришлось 67% операционной прибыли группы.
Тем временем, в мае компания Kering наняла нового дизайнера Gucci Сабато Де Сарно, который представит свою первую коллекцию для бренда в конце этого месяца. Компания Kering также находится в процессе поиска преемника Марко Биззарри, генерального директора бренда, который покидает свой пост после показа Gucci на подиуме в сентябре. 22.
Ранее в этом году в Kering также произошли серьезные кадровые перестановки, в результате которых генеральный директор Saint Laurent Франческа Беллеттини получила более широкие полномочия. Эти изменения произошли на фоне слабых результатов Kering во втором квартале, из-за которых Gucci не оправдала ожиданий рынка.
По словам Франсуа—Анри Пино (Francois-Henri Pinault), председателя правления и генерального директора Kering, компания Balenciaga до сих пор переживает из—за своей “ошибочной оценки”. В прошлом году бренд выпустил рекламную кампанию, в которой дети позировали рядом с пивными бокалами с логотипом и плюшевыми мишками, одетыми в одежду для бондажа.
Еще одна находка содержала сумочку, лежащую на странице с постановлением Верховного суда от 2008 года “Соединенные Штаты против Уильямса”, в котором пропаганда детской порнографии была признана незаконной и не защищенной свободой слова. Все эти события вскружили голову аналитикам и привели к падению курса акций Kering на 11%.
На 7% за последние 12 месяцев. В понедельник котировки акций практически не изменились и составили 468,15 евро. Лука Солка из Bernstein сказал, что он был удивлен последним шагом Kering. “Примечательно, что Kering открывает еще одно направление деятельности, сменив креативных директоров Alexander McQueen. Это только добавляет проблем, которых и так было предостаточно”, — сказал Солка.
Он добавил, что в более широком контексте уход Бертона “подтверждает, что темпы изменений в моде и роскоши ускоряются. Срок службы креативного директора сокращается, поскольку конкуренция за актуальность и новизну возрастает”.
Ранее в этом месяце HSBC рассказал о многочисленных проблемах, с которыми сталкивается Kering.
В последнем отчете HSBC по товарам класса люкс отмечается, что “нет ясности” относительно сроков восстановления Gucci, “и могут сохраняться сомнения относительно продолжительности этого восстановления до тех пор, пока брендом не начнет управлять постоянный генеральный директор. В банке заявили, что, хотя бренды Creed и Valentino обладают достоинствами, “они не являются трансформационными на уровне группы».
Другие бы с этим не согласились.
В своем отчете TD Cowen заявила, что, по ее мнению, Kering “разворачивает и оптимизирует портфель брендов с той же силой и гибкостью, что и стартап”, отметив, что риски сохраняются и включают в себя более медленные, чем ожидалось, изменения в Gucci, интеграцию изменений в менеджменте и замедление тенденций в США в понедельник. Однако не было названо четкой причины, по которой пути Маккуина и Бертона разошлись.
Пино высоко оценил ее “опыт, чуткость и талант” и сказал, что она продолжает развивать “художественное самовыражение этого культового дома». Она сохранила и продолжила наследие Ли [Александра Маккуина], уделив внимание деталям и уникальному видению, добавив при этом свой личный, в высшей степени творческий подход”.
Бертон поблагодарила Пино и покойного Маккуина и сказала, что “с нетерпением ждет будущего и моей следующей главы”.
Несмотря на то, что решение Kering могло показаться неожиданным, у группы есть репутация компании, которая предоставляет значительную власть и автономию своим творческим лидерам, а затем прекращает отношения, если бизнес застопорился или мода пошла своим чередом.
Также остается открытым вопрос, удалось ли Burton и ряду других менеджеров превратить Alexander McQueen из дизайнерского лейбла в бренд класса люкс. Несколько лет назад Kering также признала, что ее план состоял в том, чтобы сосредоточиться на мегабрендах, а не на небольших лейблах.
Компания вернула Кристофера Кейна и Стеллу Маккартни их дизайнерам и прекратила сотрудничество с Томасом Майером в создании его фирменного бренда вскоре после того, как дизайнер передал бразды правления Bottega Veneta. (Майера сменил Дэниел Ли, который за время своего пребывания на этом посту сделал Bottega популярным брендом, но по неизвестным причинам был внезапно вытеснен и перешел в Burberry, где сейчас является креативным директором британского бренда.)
McQueen отличается от других небольших брендов тем, что Kering владеет 100 процентами акций, выкупив оставшуюся долю у семьи дизайнера вскоре после его смерти. Поскольку продажа или выделение компании маловероятно, новая творческая организация может означать приход еще одного британского дизайнера, что ознаменует начало новой эры.
Кто бы это ни был, он не работал непосредственно с покойным Маккуином, который остается мировой легендой благодаря своим неповторимым силуэтам, изобретательному дизайну и мастерству кутюрье. Грейс Уэйлс Боннер, обладающая опытом пошива одежды и вниманием к деталям, может стать кандидатом.
В то же время, у Kering репутация человека, который рискует, работая на вторых ролях, как это было дважды в Bottega Veneta и Gucci, а также в McQueen с Бертоном. Бертон всю свою карьеру провела в McQueen. В конце 90-х она изучала моду на принты в Центральном колледже искусств и дизайна Сент-Мартинс, и в 1996 году один из ее преподавателей, Саймон Унглесс, познакомил ее с Маккуином. Он предложил ей стажировку в своем дизайнерском доме. После окончания университета Бертон стала личным ассистентом Маккуина, а в 2000 году была повышена до главы отдела женской одежды. После самоубийства Маккуина в 2010 году Бертон был назначен креативным директором, поддерживая эстетику дизайнера поэтичными показами на подиуме, восхитительно мрачной эстетикой и безупречным кроем. Она привнесла определенную утонченность в роскошные, украшенные и живописно оформленные мужские и женские коллекции и олицетворяла собой уверенный набор рук. Она также изображала себя кутюрье с большими ножницами в кармане своих выцветших джинсов и прямыми булавками наготове, которыми то тут, то там прокалывала фирменные темно-синие шерстяные свитера, которые носила.
Она опиралась на исключительное мастерство портного, которым славился Ли Маккуин, и в значительной степени опиралась на английское вдохновение и традиционные ткани, материалы и техники. Но она избегала провокаций, а у Маккуина репутация человека, который всегда находится на острие духа времени и светской беседы.
Покойный дизайнер был первым, кто выбрал модель с ампутированной конечностью, вплотную занялся проблемой психических заболеваний и провел прямую трансляцию показа мод. Театральные показы Ли Маккуина в Лондоне и Париже в 90-х годах, возможно, стали пионером современной экстравагантности на подиумах, где было представлено все: от дождя в помещении до пожара, от роботов, раскрашивающих платье модели, и многое другое.
Тихий человек, который предпочел жить за кулисами, редко давал интервью и столь же редко, если вообще когда-либо, выходил на поклон в конце показа, Бертон долгое время поддерживала молодых дизайнеров и студентов. Она создала для них специальное пространство на верхнем этаже фирменного магазина на Бонд-стрит, пожертвовала груды материалов для их коллекций и поощряла детей школьного возраста проявлять свой творческий потенциал в специальных проектах во время карантина.
Несмотря на то, что она долгое время была любимицей инсайдеров и одним из лучших дизайнеров, известность к ней пришла в 2011 году, когда она создала свадебные платья для Кейт Миддлтон, ныне принцессы Уэльской, и ее младшей сестры и подружки невесты Пиппы Миддлтон. Для вечернего приема Кейт переоделась в другое платье от Burton для Alexander McQueen — атласное платье с глубоким вырезом и расшитым бисером поясом.
Burton по-прежнему остается лучшим дизайнером принцессы для особых случаев. Она часто выбирает лаконичные куртки в стиле милитари с фирменным узким плечом McQueen. После королевской свадьбы Бертон в 2011 году получила награду «Дизайнер года» на British Fashion Awards, а год спустя получила королевскую награду OBE, или Самый превосходный орден Британской империи, за свои заслуги в индустрии моды. На церемонии вручения премии CFDA в июне 2019 года Бертон получил международную награду. – При участии Майлза Соча, Париж