ЛОНДОН. В рамках грандиозного международного проекта, который вызвал бы улыбку на загорелом лице Габриэль “Коко” Шанель, Chanel и Музей Виктории и Альберта организовали выставку, посвященную жизни, стилю и неизменной любви дизайнера к Великой Бретани. “Габриэль Шанель.
Манифест моды” — это первая выставка в Великобритании, полностью посвященная французскому модельеру. В нем рассказывается о шести десятилетиях ее карьеры, начиная с открытия ее первого модельного бутика в Париже в 1910 году и заканчивая ее последним показом в 1971 году. Во вторник вечером музей Виктории и Альберта пригласил VIP-гостей на предварительный просмотр, а выставка открылась для публики в эту субботу и продлится до 25 февраля в галерее Сейнсбери. “Музей Виктории и Альберта, вероятно, является одним из лучших учреждений в мире, и выставка предлагает хорошее направление. За этим легко следить, и вам не нужно быть экспертом в Chanel, чтобы понять, что происходит”, — сказал Бруно Павловски, президент отдела моды и президент Chanel SAS. Он добавил, что Chanel “выиграет от более широкой аудитории, которую привлекает выставка V&A”.
Chanel активно продвигается в Великобритании, перенося свою глобальную штаб-квартиру в Лондон и планируя показать свою следующую коллекцию Metiers d’Art в Манчестере 7 декабря. “Великобритания, особенно Лондон, всегда были для нас хорошим партнером, поскольку мы продолжаем писать историю бренда” — сказал он в интервью перед открытием выставки.
Павловский отказался пока раскрывать какие-либо подробности о показе в Манчестере, но назвал решение о показе в северном городе “смелым и интересным” и соответствующим творческому подходу креативного директора Виржини Виард и стратегии дома по путешествиям по миру. “Мы были в Лос-Анджелесе, мы были в Дакаре [Сенегал], а в этом году мы находимся в Великобритании. Мы продолжаем привлекать наших клиентов повсюду, и это для меня самое важное.
Через несколько недель после октябрьского шоу в Париже мы собираемся в Шэньчжэнь на что-то очень масштабное. Мы стараемся быть везде, но при этом всегда уделяем большое внимание местным покупателям”, — сказал он. В этом году в центре внимания — клиенты из Великобритании. “Модный бизнес в Великобритании после пандемии демонстрирует довольно высокие результаты. Мы увидели, что в бутики вернулось много местных жителей”, — сказал Павловский. Chanel также активно инвестирует в рынок. Компания строит офис, который должен открыться в 2025 году, на Беркли-сквер, 38, где разместится ее глобальная штаб-квартира, которую она перенесла в Лондон из Нью-Йорка в 2018 году. Проект разработан архитекторами Пирси и Ко. Новое здание, построенное “в соответствии с высочайшими стандартами экологичности и доступности”, более чем в два раза превышает площадь нынешней штаб-квартиры Chanel в здании Time & Life на Брутон-стрит, 1.
Штаб-квартира бренда на Брутон-стрит находится в непосредственной близости от лондонского флагмана бренда на Нью-Бонд-стрит, 159, за который, как сообщается, в 2022 году было заплачено 310 миллионов фунтов стерлингов. Во время интервью Павловский также выступил в защиту решения бренда многократно повысить цены на свои популярные модели сумок с момента заражения COVID-19.
Совсем недавно, 1 сентября, бренд повысил цены на свои классические сумки с клапанами в Австралии, Японии и Китае на 6-8%. Сейчас эта сумка продается по цене 10 200 долларов. “С точки зрения ценообразования, мы занимаем лидирующие позиции на рынке по уважительной причине, благодаря качеству материалов и их технологичности.
В течение последних трех лет мы сталкивались с серьезными трудностями, пытаясь гарантировать и поставлять лучшие материалы. “Мы также хотим защитить наших клиентов. Мы не хотим, чтобы цены в Англии или Франции были более или менее высокими, чем в Японии или Китае.
Наша первая и главная цель — это наши местные покупатели. Мы не хотим, чтобы люди зарабатывали деньги, покупая в одной стране и продавая в другой, — говорит Павловски. Однако тем, кто хочет приобщиться к стилю Chanel, не придется платить такую высокую цену. Билеты на выставку стоят 24 фунта стерлингов, в то время как для членов V&A посещение выставки бесплатное. Выставка V&A основана на одноименной выставке, которая проходила во Дворце Галлиера в Париже в 2020 году, хотя, по словам куратора Ориоль Каллен, главы отдела современного текстиля и моды музея, она отличается в нескольких аспектах. Выставочное пространство стало больше и оснащено более тщательно продуманной декорацией, на сборку которой ушло восемь недель.
Здесь также есть дополнительная часть, посвященная личным и деловым связям Шанель с Великобританией, раздел, в котором представлены ее роскошные коктейльные костюмы, а также большое пространство для широкого ассортимента ювелирных изделий бренда, изготовленных на заказ. На выставке было представлено около 100 новых предметов, таких как картина Уинстона Черчилля «Шанель» и красное вечернее платье, сшитое для Шанель Манчестерской бархатной компанией.
В общей сложности на выставке представлено более 200 образов из собственной коллекции V&A, а также из коллекции Palais Galliera и Patrimoine de Chanel, которые являются наследием модного дома в Париже. У Шанель были прочные связи с Великобританией благодаря ее отношениям с Артуром “Боем” Кейпелом и впоследствии Хью Гросвенором, вторым герцогом Вестминстерским. На выставке также показано, что дизайнер закупал ткани в Великобритании с начала 1920-х годов, а к 1927 году открыл салон в Лондоне, предлагая одежду, рассчитанную на британскую аудиторию. В 1932 году Шанель основала британскую компанию Chanel Ltd для прямого сотрудничества с производителями текстиля в Великобритании.
Она работала с Broadhead и Graves of Huddersfield над производством трикотажных изделий, шерсти и шелка, Ellaness, производственное подразделение the Lyle and Scott, — над трикотажем, а Дэвид Мозли — над дождевиками. “Мы также добавили раздел, посвященный сцене и экрану, потому что у нас есть оригинальные костюмы из ”Синего поезда», — сказал Каллен.
Одноактный балет дебютировал в Великобритании в лондонском театре «Колизей» в 1924 году, в нем приняли участие Лидия Соколова, Антон Долин, Бронислава Нижинская и Леон Войзиковски. Каллен сказал, что показ V&A также рассчитан на гораздо более широкую аудиторию, чем оригинальная версия. “Дворец Галлиера» — это музей моды в Париже. Их аудитория очень хорошо разбирается в моде. У «Виктории и Альберта» довольно широкая аудитория, и люди будут посещать самые разные показы. В начале мы часто спрашивали, кто такая Габриэль Шанель? Она родственница Коко? — сказал Каллен. “Когда вы приходите на шоу, вы видите большую хронологию событий. Хотя это шоу не биографическое, оно рассказывает вам о том, кто такая Габриэль Шанель, и помещает ее в рамки ее собственной хронологии. Мы также стараемся создать ощущение движения в пространстве. Поскольку это большая выставка, здесь есть на что посмотреть. И важно, чтобы она была в определенном ритме. Большое внимание было уделено тому, чтобы [предложить] посетителю другие впечатления”, — добавила она. Главным экспонатом является костюмерная, где на изогнутой стене в два уровня выставлены 54 твидовых костюма Chanel. “Она варьируется от очень приглушенной нейтральной палитры до невероятно ярких цветов, и это действительно отражает моду 60-х и то, что делала Chanel в то время”, — отметил Каллен.
Еще одной изюминкой V&A show стало воссоздание зеркальной лестницы в салонах высокой моды Chanel на улице Камбон в конце выставки. Эта часть показа посвящена вечерней одежде, которую Шанель предлагала на закате своей карьеры, и здесь представлено одно платье из последней коллекции, созданной ею в 1971 году.
Коллекция была представлена через две недели после ее смерти в возрасте 87 лет. Выставка не скрывает связи Шанель с нацистами и той роли, которую она сыграла во время Второй мировой войны. В нем представлены контекст и свидетельства того периода, а также признается, что деятельность Шанель во время войны бросила тень на ее наследие. За последние 70 лет этому было посвящено множество статей и публикаций. Основная тема, на которую, как надеется Каллен, обратит внимание профессиональная аудитория, — это то, как Chanel создавала формулу бренда на раннем этапе и постоянно пересматривала и переосмысливала ключевые элементы, чтобы идти в ногу со временем. Эти элементы и домашние правила остаются основой успеха бренда Chanel.
В 2022 году компания сообщила, что выручка выросла на 17 процентов и составила 17 долларов. 22 миллиарда, а операционная прибыль выросла на 5,8 процента до 5,78 миллиарда долларов. Chanel завершила год с 32 116 сотрудниками и 565 бутиками по всему миру, из которых 262 были посвящены моде. “Имя Chanel известно во всем мире.
Это такой сильный бренд, но мы просто хотели бы, чтобы люди знали немного больше о том, кто стоял за этим названием, и почему ее имя все еще актуально сегодня”, — сказал Каллен. “Что удивительно, так это то, что именно она придумала все эти правила, и впоследствии появились такие фантастические люди, как Карл Лагерфельд и Виржини Виард, которые развили это направление. “Если вы посмотрите на костюмы, созданные в более поздние годы ее карьеры, то увидите, что они основаны на твидовых костюмах того времени. Есть идея о том, что в одежде можно двигаться, и тот факт, что жакеты имеют очень высокий покрой на плечах”, — говорит Каллен.
Она добавила, что прототип обуви, представленный на выставке, “очень узнаваемо напоминает «Шанель» на протяжении десятилетий. Каблук может стать толще, а носок — круглее, но это всегда будет обувь от Шанель”.
Каллен также была куратором выставки “Кристиан Диор: дизайнер мечты” в 2019 году, одной из самых успешных в истории музея.
Она ожидает, что выставка Chanel также будет пользоваться большим успехом. “Это два великих имени во французской моде, и так приятно сравнивать их. Но это разные показы. До сих пор мы получали действительно хорошие отзывы. Мы продали больше билетов по предварительной продаже, чем музей когда-либо продавал в истории”, — сказал Каллен.