На последней берлинской неделе моды один показ, в частности, попал в заголовки газет и вызвал недоумение во всем мире. При поддержке международных групп активистов берлинский творческий коллектив Platte организовал “фальшивое” шоу Adidas, сопровождавшееся пресс-релизом и показом реалистичной коллекции, чтобы привлечь внимание к предполагаемой эксплуатации работников Adidas в разветвленных цепочках поставок. Позже немецкая компания опровергла эти обвинения.
Но прежде чем это произошло, мероприятие недели моды ввело в заблуждение многих представителей индустрии. Вплоть до последних минут показа многие верили, что все это происходит на самом деле. На этой неделе моды в Берлине, которая начинается в понедельник, коллектив Platte не делает ничего столь противоречивого (насколько всем известно). Но в соответствии с тем, что, похоже, становится привычкой среди креативщиков немецкой столицы, они по-прежнему стремятся сделать политическое заявление.
Они будут вручать награду местному дизайнеру, который воплощает в себе такие ценности, “как инклюзивность, разнообразие и экологичность”, — говорят они. Их победительницей стала Мелиса Минцова, дизайнер бренда Melisa Minca, создающего велосипедную и клубную культуру.
Мода всегда была политической, рассказала Минцова WWD. Но Берлинская неделя моды, возможно, более политизирована, чем другие, подтвердила она. Учитывая военную историю, либеральные взгляды и географию Центральной Европы, неудивительно, что Берлинская неделя моды уделяет больше внимания политике в области одежды, чем мероприятия в других европейских столицах. “Модное сообщество Берлина, несомненно, придерживается политических взглядов, которые перекликаются с историческим и культурным контекстом [города]”, — продолжила Минцова. “В Берлине царит атмосфера сопротивления и социальных перемен, и это влияет на то, как и что создают люди”.
“Берлин, как город, имеет богатую историю политической активности и контркультурных движений”, — согласился Стив Легран, дизайнер нового берлинского лейбла Costume Tje Legrand. — Это наследие часто влияет на местную модную сцену, где дизайнеры и бренды стремятся заявить о себе и бросить вызов общественным нормам”.
На создание своей первой коллекции Легран, уроженец Африки и Карибского бассейна, выросший в Германии, вдохновился гарлемским ренессансом в Нью-Йорке 1920-х годов. Дело еще и в деньгах, добавил Лукас Мейер-Леклер, который в четвертый раз представит свою одноименную коллекцию на Берлинской неделе моды. “Очевидно, что легче заниматься политикой, если за твоей спиной нет многомиллионной компании”, — сказал он. Несмотря на то, что стоимость жизни в Берлине растет, столица Германии по-прежнему остается менее дорогим местом для жизни, чем другие столицы моды, такие как Париж или Милан.
По словам Мейера-Леклера, бывшего жителя Милана и Лондона, это порождает другой тип творческого мышления, который не основан на получении прибыли. “Это помогает людям процветать. Речь идет о гуманности, а не только о прибыли”, — утверждал он. “Я определенно пытаюсь взаимодействовать с индустрией моды таким образом, чтобы не ставить во главу угла постоянную финансовую прибыль, и это, по сути, разрушительно”, — сказала Минцова. “Как сообщество, мы просто не потерпим статус-кво и стараемся подходить к глобальным проблемам комплексно”.
“Большая причина, по которой презентации в Берлине могут носить такой политический характер, заключается в том, что бренды, которые здесь представлены, обычно представляют очень небольшие компании”, — сказали Роза Даль и Якоб Лангемайер, дуэт, который разрабатывает один из самых популярных билетов на неделю моды в городе, бренд SF1OG. “Им не нужно беспокоиться о своих продажах на определенных рынках”.
Все дизайнеры, с которыми беседовал WWD, также признательны городскому правительству за то, что оно сделало возможным то, что они делают.
Берлинский сенат по-прежнему оказывает финансовую поддержку Берлинской неделе моды, тратя около 2 миллионов евро (2,17 миллиона долларов) каждый сезон на финансирование показов на подиумах, посещения студий и мероприятий розничной торговли, а также на другие сопутствующие проекты. Майкл Бил, государственный секретарь города по экономическим вопросам, заявил WWD, что решение поддержать сектор таким образом является осознанным.
В сфере it работает 25 500 человек и почти 5000 ассоциированных компаний, отметил он, и городской сенат рассматривает моду как неотъемлемую часть многополярных городских творческих сетей, которые нуждаются в поддержке. Биль считает, что твердая политическая позиция берлинских дизайнеров может стать уникальным аргументом в пользу продажи. “Мода в Берлине носит политический характер”, — сказал он. “Это очень громко сказано, это выходит за рамки дозволенного.
И здесь большое внимание уделяется разнообразию, инклюзивности, работе в сообществе и устойчивому развитию”, — сказал он, добавив, что легендарная клубная культура города также во многом влияет на то, как здесь вдохновляются дизайнеры. Биль считает, что берлинский сектор моды может стать лидером в том, как каждый местный бизнес борется с экологичностью. “Для молодых дизайнеров [экологичность] — это не просто поверхностное понятие.
Они живут этим”, — сказал он. Можно также утверждать, что мода в целом за последнее десятилетие стала более политизированной. Это было неизбежно. Швейная промышленность хорошо известна как основной источник загрязнения окружающей среды, поэтому сейчас необходимо уделять особое внимание экологичности. Кроме того, в этом столетии потребители стали гораздо больше интересоваться политическими взглядами бренда, и “активизм бренда” стал обычным явлением. Привлекательного внешнего вида, мастерства и наследия уже недостаточно. Исследования потребительского поведения, проведенные компанией IPSOS в феврале этого года, показали, что “предназначение” бренда и то благо, которое он приносит миру, влияют от половины до двух третей всех решений о покупке. В ходе различных опросов половина или более потребителей заявили, что компании, которые делают благотворительные пожертвования, защищают окружающую среду и поощряют инклюзивность и разнообразие, с большей вероятностью получат свои деньги.
Молодые потребители особенно сильно переживают по этому поводу. IPSOS также обнаружила, что за последние два года в социальных сетях значительно увеличилось количество упоминаний таких тем, как велосипедный спорт, инклюзивность и дебаты о быстрой моде (где она рассматривается как негативное явление).
Другое исследование, проведенное Французским институтом моды в Париже, показывает, что политическое позиционирование бренда должно быть чем-то большим, чем просто слоган на футболке. Французские исследователи отметили, что потребители регулярно выходят за рамки поверхностного сообщения, предпочитая проявлять солидарность в социальных сетях или глубже вникать в то, как на самом деле работает бренд, а затем принимать решения о покупке, основываясь на этом.
Кроме того, как отметили берлинские дизайнеры Mincova и Legrand, социальные сети позволяют креативщикам модной одежды отправлять политические сообщения именно так, как они хотят. У них есть возможность более открыто высказываться о своей политике, а социальные сети помогают им обходить традиционные барьеры, сказали они оба.
Итак, учитывая все вышесказанное, а также то, что многие перспективные дизайнеры Берлина уделяют пристальное внимание вопросам охраны окружающей среды и личной жизни, может ли быть так, что, как предположил сенатор Биль, креативщикам немецкого города есть чему поучиться у остальной индустрии?
“Берлин, очевидно, не является мегаполисом моды”, — признает Лангемайер из SF1OG. “Но большим достижением является то, что предлагаемые товары в основном ориентированы на экологичность и разнообразие. С этой точки зрения, а также с учетом нового подхода к гендерной проблематике в моде, Берлин может многое предложить”.
Возможно, неудивительно, что Скотт Липински, возглавляющий местный отраслевой орган Fashion Council Germany, также считает, что берлинская мода может предложить что-то новое.
Говоря о показе дизайнеров в Берлине, Липински сказал: “Мы ощущаем идеологию, которая глубоко укоренилась в человеческом понимании и в меньшей степени ориентирована на экономику. Прежде всего, они используют свое творчество для продвижения социальных изменений.
Конечно, это есть и останется бизнесом, и бренды хотят иметь возможность платить своим сотрудникам и поставщикам. Но это изменение ценностей действительно подчеркивает новое мышление. “Берлинские бренды, — с энтузиазмом заключил он, — являются примером того, как мода может подлинно отражать жизненный опыт, нарушать условности и создавать более инклюзивную и прогрессивную индустрию для всех”.