Это как раз время проведения меренды на миланской улице Виале-Кони-Цунья, в здании 1930-х годов постройки к югу от центра города, спроектированном Джио Понти и называющемся «Домус Адель». Две местные жительницы пьют прохладительный напиток, в то время как угасающие лучи летнего солнца проникают в арочное окно, в то время как девушка подросткового возраста болтает в другой комнате о сериале Netflix и тарифах на смартфоны. Владелица, Франческа Руссо, выросла в этом районе и видела, как увешанные шубами улицы увядают и возвращаются к жизни в современную эпоху с семьями, катающими детские коляски, банкирами на велосипедах, модельерами и участниками соответствующих показов мод.
В 2008 году она решила потратиться на квартиру с тремя спальнями по нескольким причинам: очарование этого района, высокие потолки, достаточно света на верхних этажах, толстые стены, которые сохраняют прохладу летом и тепло зимой, и, да, потому что “это ценный актив”, который она приобрела. надеется передать это своей дочери.,
Задуманный как типичный дом, Domus Adele, несмотря на свое престижное происхождение, сталкивается с типичными проблемами: протекающая крыша после сильного летнего шторма и падающая черепица ручной работы, которую, по мнению местных исторических властей, необходимо заменить точно такой же, какой она была 85 лет назад. Плитка была навязчивой идеей Понти, возникшей во времена его работы в Richard Ginori, где он дослужился до должности художественного руководителя и смог привнести свою любовь к живописи в дизайн и декор.
Согласно книге “Джио Понти” (Taschen), все дома Понти в Милане были задуманы как символы “приятной” городской архитектуры и создавались в тесном сотрудничестве с архивом Джио Понти и его основателем, внуком Понти Сальваторе Лиситрой. “Неприятные здания, по его словам, были результатом моральных, а не экономических недостатков, поскольку они возникли из-за недостатка мышления”, — говорится в книге.
Домус Адель действительно приятный, подтверждает Руссо. “Содержание этого дома обходится дороже, чем у большинства других, но это очаровательная квартира, так что это не имеет значения”, — говорит она. Ее площадь была разделена на несколько жилых помещений, чтобы отразить современную, сниженную покупательную способность высшего класса, площадь дома сократилась на треть по сравнению с большим двухэтажным домом, который Понти планировала построить на тихой улице в 1930-х годах. “Когда-то здесь жили слуги, помещения для прислуги.. Комната, в которой мы сидим, была столовой, окна которой выходили на то, что раньше было сельской местностью.
В те времена богатые люди хотели, чтобы окна выходили на улицу, и когда здание было построено, здесь почти не было машин. Времена изменились”, — говорит Руссо. Несколькими улицами дальше, в Сан-Франческо-д’Ассизи-аль-Фоппонино, на Виа Паоло Джовио, пожилая женщина читает субботнюю вечерню, повторяя каждый псалом наизусть, даже несмотря на то, что у нее не работает микрофон. На первый взгляд кажется, что церковь 1960-х годов была сделана из тех же бриллиантов, что и бумажные снежинки.
Житель Милана из Генуи, интересующийся дизайном, говорит, что он удивлен, обнаружив такое чудо в непритязательном жилом районе. “Это так круто. Я понятия не имел, что это вообще здесь происходит”, — говорит он, успевая на последнюю субботнюю мессу перед тем, как отправиться на заключительную часть своих летних каникул.
Стоит жара позднего лета, и члены конгрегации обмахиваются веерами перед картиной Франческо Табуссо, написанной темперой и маслом в 1975 году “Песнь о созданиях”, на которой изображен святой Франциск в лесу.
Чтобы придать фасаду динамичный, оживленный вид, Понти использовал многомерную, переливающуюся керамическую плитку в форме ромба, характерную для религиозных зданий, которыми он известен, таких как католический собор в Таранто, Апулия. Сан—Франческо—д’Ассизи-аль-Фоппонино с его изящными подвесными светильниками из латуни и зубчатым геометрическим орнаментом — это свидетельство того времени, когда Понти обратил свое внимание на Дальний Восток, создав футуристические министерские здания в Исламабаде в Пакистане и виллу для магната универмагов Дэниела Ку в Гонконге., книга предполагает.
Известный дизайнер, ученый и директор по корпоративному стилю исторической фирмы Olivetti, производящей печатные машинки и компьютеры, Альберт Леклерк был стажером Понти в 1961 году. Он с теплотой вспоминает те времена, когда эти церкви представляли собой великолепные картонные изображения, разложенные в студии.
По его словам, студия Ponti-Fornaroli-Rosselli, расположенная позади дома семьи Понти, место, которое Понти называл “капанноне” (навес), научила новичка тому, что работа на самом деле может приносить удовольствие. “Я был там и был счастлив находиться вместе с великими дизайнерами и архитектурными деятелями. Для меня было мечтой каждый день находиться в такой творческой среде”, — вспоминает 88-летний уроженец Монреаля, сидя за обеденным столом в Милане в окружении своих собственных скульптур “палингенезис”, раскрашенных мелком.
Леклерк вспоминает, что Понти щедро делился не только своими ноу-хау, но и временем, особенно со своими студентами в Миланском политехническом университете. Леклерка, который также проходил обучение у итальянского архитектора Этторе Соттсасса, иногда приглашали в дом Понти на чашечку кофе вместе с его коллегами-дизайнерами.
В непосредственной близости от миланского парка Соляри, где в любую погоду можно услышать детский смех, находится здание кондоминиума под названием Domus Attica, которое, возможно, является одной из величайших даней уважения Понти. Здание было спроектировано в 1957 году и является местом, где уроженец Милана проведет свои последние дни в доме, который он считал воплощением своей культуры жизни, своих увлечений и своих тем. Смотритель здания с вниманием встречает гостей. “Вы не поверите, сколько туристов здесь проходит”, — говорит Лиситра, входя в фойе.
Дом архитектора и дизайнера представлял собой пространство открытой планировки на восьмом этаже и состоял из смежных комнат с раздвижными дверями, которые были практичными и отвечали современным требованиям жизни и потребностям растущих семей в городских условиях. Планировалось, что фасад будет иметь накладывающиеся друг на друга полосы — на каждом этаже жильцам было разрешено выбирать свой собственный внешний цвет и расположение окон, что Понти назвал “спонтанной архитектурой». ”
В самом престижном семейном районе Милана легко не заметить едва заметную, покрытую смогом табличку на здании, которая гласит: “В этом доме, задуманном им самим, жил Джио Понти”.
“Итак.. какие истории я могу вам рассказать?” Спрашивает Лиситра, усаживаясь на стул, спроектированный Джио Понти, в непринужденной обстановке архива Джио Понти.
Взгляд быстро блуждает по офису, в котором представлены такие широко известные иконы, как стол D. 859. 1, воспроизведенный Molteni&C, стул 687, разработанный для Cassina, и журнальный столик 1954 года с решетчатой столешницей, а также неожиданные сокровища, такие как репродукция стула, разработанного для SS Andrea. «Дориа» — роскошный трансатлантический океанский лайнер итальянской компании, затонувший у берегов Северной Америки в 1956 году. “Это место знаменито тем, что затонуло”, — говорит он.
Рассказывая о наследии семьи Понти, Лиситра то называет своего деда по фамилии, то нонно, мимоходом указывая на стол Понти, нуждающийся в ремонте. “Этот стол дубовый, и мне нужно, чтобы его починил мастер.. а вот это кресло из название которого я уже не помню, потому что он создал так много моделей..
Эта из 50-х, я действительно нахожу ее красивой”.
Понти был невероятно щедр в своем видении и ноу-хау, что привело к созданию множества моделей, похожих на его собственные, но созданных кем-то другим, говорит Лиситра. В результате компания Licitra тратит много времени на проверку подлинности дизайнов Понти.
Чтобы еще больше запутать ситуацию, Понти также объединился с человеком по имени Уолтер Понти просто потому, что у них была одна и та же фамилия. “Однажды его жена сказала: ”Уолтер, почему бы тебе не позвонить Джио Понти, и, может быть, вы могли бы что-нибудь сделать вместе», — и он приехал сюда, в Милан, чтобы встретиться с Понти, после того как написал это по-настоящему восторженное письмо», — рассказывает Лицитра, указывая на необычное кресло под названием Sedia di Poco Sedile., (стул с маленьким сиденьем), своего рода конструкция с откидной спинкой, при которой задние ножки стула расположены спереди, а передние — сзади. “Это на удивление удобно”, — заверяет Лиситра.
Старые эксперименты Понти переплетаются с репродукциями фотографий, сделанных Лицитрой и его женой в Нью-Йорке, а на стене висит еще одно произведение искусства — оптическая иллюзия, созданная Лицитрой, на которой глаз открывается через решетку ручной работы и закрывается по мере приближения зрителя.
Лиситра, сын Лизы Лиситры Понти, главного редактора журнала Domus (журнал, основанный Джио Понти в 1928 году), является фотографом современного искусства, а также художником-концептуалистом с 80-х годов.
Следующее поколение также прокладывает свой собственный путь. Никола, 22-летний сын Лиситры, правнук Джио Понти и молодой фотограф, временно поселился в архиве, пока не будет готово его новое жилье. Настроение Лиситры улучшается, когда он рассказывает о своей растущей семье, в которую входят трое взрослых детей и четверо внуков.
Создается впечатление, что Понти, урожденному Джованни Понти в 1891 году в миланской семье, было суждено увидеть, как его наследие расцветет именно здесь, на родине. “Кто-то здесь, кто-то там, но мы все в Милане”, — говорит Лиситра.