Моде еще предстоит пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальное неравенство, если революция в области моды что-то изменит. Вот уже восьмой год, как публикуется собственный отчет Fashion Revolution Transparency Index за 2023 год, в котором права работников, практика закупок, заработная плата и многое другое отражены в целях устойчивого развития моды. Отчет за этот год был подготовлен при частичной финансовой поддержке Laudes Foundation и Европейского климатического фонда.
Как и в предыдущих выпусках, Fashion Revolution включила в каталог 250 модных брендов по категориям, выручка которых превысила 400 миллионов долларов. Бренды ранжируются по 258 углубленным показателям, охватывающим такие направления, как прожиточный минимум и климат, а также такие новые темы, как снижение темпов роста, поэтапный отказ от угля и “справедливый переход”.
Короче говоря, Fashion Revolution определяет прозрачность как публичное раскрытие информации о деловой практике, которая позволяет людям, а именно потребителям, привлекать к ответственности лиц, принимающих решения.
Справедливый переход — это возможность обеспечить жизнеспособное будущее в условиях низкоуглеродной экономики для работников, которые поддерживают существующую систему моды. Впервые с момента публикации индекса в 2017 году два модных бренда набрали 80% или выше, включая Gucci (80%) и OVS (83%).
Согласно отчету, пятью “лидерами роста” в этом году стали все люксовые бренды, включая Gucci, Armani, Jil Sander, Miu Miu и Prada, причем наибольший рост продемонстрировал Gucci. OVS в очередной раз заняла первое место благодаря самым высоким показателям раскрытия информации и подробной публичной информации.
В число отстающих в этом году вошли 18 брендов, набравших рейтинг 0%, в том числе Anta, Belle, Big Bazaar, Bosideng, Fashion Nova, K-Way, Koov, Max Mara, Metersbonwe, Mexx, New Yorker, Heilan Home, Savage x Fenty, Semir, Splash, Tom. Форд, Ван Хойзен и Янгор.
В целом, 71 из 250 брендов (или 28 процентов) получили оценки в диапазоне от 0 до 10 процентов. Это небольшое улучшение по сравнению с 31 процентом в прошлом году. Бренды, набравшие от 0 до 10 процентов, практически ничего не раскрывают в соответствии с индексом. Другие показатели социального прогресса включают вознаграждение руководителей, связанное с целями ESG (сегодня это делают только 18% брендов), и прожиточный минимум (о котором сообщает лишь 1%).
Отчет показал, что только 5 процентов брендов раскрывают информацию о том, как они повышают квалификацию рабочей силы (особенно женщин), чтобы сохранить более высокооплачиваемую работу и руководящие роли в экономике замкнутого цикла. “В условиях стремительного роста инфляции и стоимости жизни во всем мире как никогда важно, чтобы люди, производящие нашу одежду, могли позволить себе жить достойно и обеспечивать себя и свои семьи”, — сказала WWD Лив Симплисиано, менеджер по политике и исследованиям в Fashion Revolution. “Обязательное законодательство о прожиточном минимуме необходимо для создания равных условий, чтобы ни один бизнес не мог продолжать работать безнаказанно и получать прибыль от недооцененного труда работников швейной промышленности — вот почему мы запустили нашу кампанию ”Хорошая одежда, справедливая оплата» [которая выступает за принятие законодательства о справедливой оплате труда в Европейском союзе]».
Что касается здоровья планеты, то только 23% крупных брендов и розничных продавцов раскрывают свою методологию определения токсичных химических веществ, и еще меньше (7%) раскрывают результаты анализов сточных вод. Только 12% брендов, которые являются основными сторонниками заоблачных показателей перепроизводства, раскрывают свои годовые объемы производства.
Такие показатели, как годовой объем производства и прожиточный минимум, должны стать основополагающими в индустрии моды, и многие чуткие специалисты ESG согласны с этим. “Хотя, возможно, кто—то и заинтересован в сокрытии этой информации, проблема перепроизводства модной одежды мешает общинам на Глобальном Юге получать импортную одежду — эта проблема теперь видна даже из космоса”, — сказал Симплисиано. “Независимо от того, сообщают ли бренды о своих объемах производства или нет, ясно одно — мировая индустрия моды не может спрятаться от реальности, которая заключается в том, что она увековечивает абсурдные излишества в ущерб окружающей среде и людям, которые производят нашу одежду”.
Еще меньше компаний раскрывают информацию о топливе (новый показатель, обозначающий зависимость от угля, который раскрывают только 6%). Что касается биоразнообразия, то только 12% брендов опубликовали “ограниченные по срокам и поддающиеся измерению” обязательства по предотвращению вырубки лесов в этом году по сравнению с 15% в прошлом году.
Кроме того, только 7% респондентов сообщили об ощутимом прогрессе в достижении нулевого уровня обезлесения. Тем не менее, в прозрачности отчетности наблюдаются некоторые сдвиги. Более половины (52 процента) из 250 рассмотренных крупных брендов раскрывают свои списки поставщиков первого уровня, что Fashion Revolution назвала “многообещающим сдвигом” по сравнению с 32 из 100 брендов (32 процента) в первом издании индекса. А благодаря принятию Европейским союзом законов о должной осмотрительности, все больше модных брендов раскрывают информацию о том, как они консультируются с заинтересованными сторонами, среди прочих показателей.
Что касается того, как Fashion Revolution продвигает обсуждение, Симплисиано сказал, что показатель участия в Индексе прозрачности моды в 61 процент является доказательством прогресса. “Наше исследование также доказало, что чем дольше бренды сотрудничают с нами, тем более прозрачными они становятся, что в конечном итоге означает, что они могут быть более подотчетными”.