Венеция — романтичный торговый город, которым вдохновлялся Петр I при строительстве Северной Столицы. Интриги Эпохи Возрождения, торговые войны, ну и конечно же… стекло. Венецианское стекло породило настоящий культ и массу легенд. Сегодня в России все чаще можно встретить украшения из Муранского стекла. Их можно увидеть на блогерах, предпринимателях, актриса. Например, не так давно в новом фильме примерила на себя Лолита Милявская.
Как появилось Муранское стекло и что оно в себе несет — рассказывает основательница бренда PJ Murano, Мария Журавская.
Все начиналось с крестоносцев
Европейцы, несмотря на обаяние Эпохи Возрождения, сами не придумали новых технологий. Стекольное дело в Средние Века было развито в Азии и в Византии. В 1204 году армия католических рыцарей разграбила Константинополь. В Италию бежало огромное количество греков-стекольщиков. В отличие от суровых вояк, хитрые венецианцы быстро оценили экономический потенциал и начали строить интересную индустрию.
Активное развитие стекольной отрасли началось еще в XIII веке. Чтобы шпионы соседних стран не могли подсмотреть секреты, мастеров селили на отдельный остров Мурано. Считалось, что именно там творцу никто не мешал создавать шедевры. Хотя, по факту, их просто изолировали от людей.
Любопытно, что статус стекольщика в Венеции был настолько велик, что брак между детьми ремесленника и аристократа признавался официально. Представляете, неслыханный парадокс для того времени!
Муранская община жила обособленно. На острове существовали свои суды, администрация.
Как Муранское стекло покорило Европу
Поскольку технология была тайной, вскоре Муранское стекло взорвало рынок. Европейская знать была готова платить целые состояния за технологии. В 1516 году венецианцы научились создавать большие зеркала. Это тоже стало следующим шагом прогресса.
Муранские украшения дарили императорам и римским папам, князьям, кюрфюстам, принцессам и купцам. Австрийские Габсбурги предпочитали стеклянные аксессуары для своих дворцов.
Забавно, что венецианцы очень часто давали взятки… именно стеклом. Поскольку наценка на украшения была огромной, итальянцы не теряли много денег. Но подарок всегда шел с намеком. Ведь массивное стекло очень выделялось.
А, значит, увидев предмет у владельца, другие аристократы или князья тоже хотели получить нечто такое. По сути, венецианцы использовали “маркетинг через лидеров мнений” — как сказали бы современные специалисты в области digital.
Закат Муранского стекла и возрождение
Венеция могла бы и дальше торговать стеклом, но тут возникли исключительно экономические факторы. С открытием Америки большая часть торговых путей перестроилась на Запад, а традиционные коммуникации в Средиземном море утратили значение. Маленькая республика постоянно воевала с турками, а в то же время усилились Габсбурги — австрийские соседи, которые старались контролировать богатый город. Постоянно венецианцам мешали французы. На рынке стекла также появился конкурент в лице Богемии, современной Чехии.
В конце концов, в XVIII веке Наполеон Бонапарт оккупировал Венецию. Так история Муранского стекла могла бы и закончиться. Многие мастера банально разбежались или обанкротились. Молодой французской республике не нужны были стекольщики, ей нужны были солдаты.
Но история распорядилась иначе. В 1861 году адвокат Антонио Сальвиати стал одним из первых энтузиастов возрождения традиций Мурано. Происходило все это в эпоху объединения Италии, когда патриотические лозунги звучали на каждом шагу. Предприниматели начали открывать заводы, строить музеи, рекламировать бренд на мировых выставках. Дело пошло.
Именно поэтому сегодня муранская индустрия в Италии отлично себя чувствует. Производители и стеклодувы гордятся династиями, восходящими к XIII-XIV веку.
История в несколько сотен лет — серьезный посыл для любителей традиций. В этом плане Муранское стекло старше, чем итальянская мода или Ferrari. Впрочем, Италия невероятно интересна. Куда не копни — всюду история.
Прочитайте личные сообщения пожалуйста!